В центре повествования два архитектурных объекта: один из них вот этот замечательный красивый музей в центре города, музей литературы и искусства имени Бухар Жырау, о его истории особенностях лучше всех пожалуй расскажет один из лучших гидов Казахстана заместитель руководителя этого музея Магзия Кайырбековна Абенова.

История Павлодара
История Павлодара (1 часть)
История Павлодара (2 часть)
История Павлодара (4 часть)
История Павлодара (5 часть)
История Павлодара (6 часть)
История Павлодара (7 часть)

Особенностью города Павлодара является знаменитая наша толерантность. В нашем городе проживает представители всех четырех мировых религий и наверное павлодарцы как никто другой отличается тем что мы с уважением с большим интересом относимся к религии каждого этноса. В этом наверное и секрет того знаменитого казахстанского миролюбия, потому что на территории Павлодарской области проживают представители разных этносов. И сегодня в нашем городе представлены такие интересные религиозные объекты. Они нас интересуют в первую очередь не только как культы религиозные, а прежде всего как культурные учреждения в архитектурном плане очень красивые здания и поэтому в общем то они вызывают большой интерес. И через именно культуру, через познание вот этих красивых объектов мы где-то соприкасаемся с той религией которая проповедует тот или иной народ.

Магзия Абенова

Скриншот с видео

По словам нашего гида в начале двадцатого столетия в Павлодаре проживали более 100 купцов около половины были этническими татарами. Одним из них был известный как говорят сейчас предприниматель АбдулФаттах Рамазанов человек интересной яркой, но трагической судьбы.

дом купца Зайцева

Этот красивый дом за ЦУМом или на перекрестке улиц Маргулана-Кирова известный всем павлодарцам. В реестр архитектурных памятников внесён как дом купца Зайцева, но ему он достался от Рамазаном.

Этот дом построил известный татарский купец Фаттах Рамазанов. Именно он в 1897 году на свои собственные средства решил построить и построил дом Всевышнего для верующих мусульман города Павлодара. Что интересно когда Фаттах Рамазанов построил этот дом в первую очередь он очень много ездил по разным городам и весям Российской федерации и где бы он не бывал он видел красивые архитектурные, такие ажурные строения и когда он решил построить мечеть для павлодарцев он решил что он должен вот в такой ажурной красивой сетки должен быть. Поэтому он очень долго искал мастеровых. АбдулФаттах привёз мастеровых из Славгорода, это Косарев и Чечёткин, люди которые творили чудеса с деревом. Он нанимает работников огораживает на окраине города Павлодара огромный участок земли на пустыре.

Белая мечеть в Павлодаре

Скриншот с видео

«В 1896 году» — говорит Магзия Абенова «началось строительство дома». На время его возведения сам купец уезжал по делам. Через несколько месяцев он вернулся и понял что почти готовое здание достроили его в 1897 году не соответствует канонам ортодоксального Ислама. Входные ворота должны быть обращены к восходу солнца. Тут все было сделано иначе и заказчик строительства решил что для мечетей строения не подойдет и продал его купцу Петкова. потом дом перепродавался еще несколько раз переходя из одних частных рук в другие. Последним хозяином и был известный павлодарский купец Зайцев.

В это время устанавливалась советская власть, у купцов отбирали все лишнее. Мы знаем этот период в истории нашего народа. В этот период купец Зайцев уезжает, бежит в город Омск, а здание так и остается. О том что этот дом был первоначально построен как религиозный храм, мечеть, свидетельствует вот эти вот красивые залы, внутренний.

Музей Бухар Жырау

Дело в том, что в тот период когда строили такие дома, маленькими, потому что не было было только печное отопление радиаторов, не была батарея не ставили поэтому строили дома такие чтобы комнаты были небольшими в целях экономии, что было тепло. При строительстве здания павлодарские купцы очень преуспели, у нас даже на улице Ленина были дома где полы были теплые, то есть вот эти теплые полы которые сегодня очень строители подают как свое ноу-хау оно было в нашем городе уже в 19 веке.

Как говорит Магзия Кайырбековна о первоначальной роли мечети которая была отведена этому дому, свидетельствуют две голландские печи и прекрасный камин. По словам ваши рассказчицы в музей литературы и искусства имени Бухар Жырау где когда-то был дом купца Зайцева сохранились голландские печи их 2 и вот этот двойной камин, он интересен во многом во-первых в 92 году в этом музее произошел пожар который мог уничтожить всю экспозицию и как минимум закоптить экспонаты, но к счастью пламя выходила через этот действующий дымоход печь работает и она спасла от копоти гари и дыма экспонаты этого уникального замечательного музее. Камин интересен еще и тем, что здесь сохранилась вот эта керамическая изразцовая плитка ее привез в Павлодар знаменитый купец и Абдулфаттах Рамазанов.

Базарная площадь Павлодара. Архивное фото

Этим отличается уникальностью этого удивительного здания и сегодня валы этого здания которые первоначально строилась как мечеть помнят шаги великого Султан Махмуда Торайгырова, которые здесь очень часто бывал. В двадцатые годы он работал Баянаульском районе, учительствовал, он сюда приезжал здесь работал его друг коллега Жигарев и он часто бывал в этом здании. И мы как будто бы ощущаем ауру великой былой славы. Сегодня в этом здании расположен музей литературы и искусства имени Бухар Жырау. В фондах нашего музея хранятся более 55 тысяч экспонатов из них почти 15000 это экспонаты основного фонда и мы практически здесь в нашем музее рассказываем о представителях казахской литературы и поэзии искусство.

Церкви Павлодара

Скриншот с видео

А это павлодарская Ак-мечеть она тоже связано с именем Абдулфаттах Рамазанова который все же исполнил свою мечту построить мечеть. Он сделал это в 1905 году возведя ее белокаменный и с одним минаретом. Между прочим еще в 1928 году в Павлодаре кроме этой мечети были три православных храма свято-троицкий, владимирские соборы и воскресенская церковь. Сегодня в городе открыты и 5 мечетей среди которых заметной достопримечательностью стала центральная имени Машхур Жусупа действуют три православных церкви в том числе Благовещенский кафедральный собор из красного кирпича. Часто полны прихожан синагога дом Рахель-ХАБАД Любавич, римская католическая церковь святой терезы и младенца иисуса, а также целый ряд протестантских приходов. Так и живут веруя и соседству и люди в Павлодаре в городе с 300-летней историей.